Новополоцкий государственный политехнический колледж

Учреждение образования
НОВОПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Версия для слабовидящих

Для родителей и учащихся

Госэнергогазнадзор напоминает!

В Республике Беларусь ежегодно происходит значительное количество смертельных несчастных случаев с населением, в том числе с детьми, от действия электрического тока. Большинство из них можно было избежать, при наличии в электрической сети дома (квартиры) УСТРОЙСТВА ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ (УЗО)!

Именно УЗО спасет, если взрослые или дети прикоснутся к оголенным жилам проводов (кабелей), к токоведущим контактам розетки или к другим электрическим приборам, а также в случае аварийных режимов работы стиральных машин, посудомоечных машин, электрических нагревательных устройств. Автоматические выключатели и предохранители в данном случае «бессильны».

В настоящее время при новом строительстве либо реконструкции домовладений выполняется монтаж электрооборудования с обязательной установкой УЗО, однако в ранее построенных домовладениях в большинстве случаев такие устройства отсутствуют.

Уважаемые родители! От Вас зависит безопасность Вас и Ваших детей!

Помните, что сегодня наравне с наличием пожарных извещателей, извещателей угарного газа, установка УЗО является базовым минимумом Вашей безопасности.

Электробезопасность

С приходом весны начинается сезон активной ловли рыбы. Увлекаясь любимым занятием, рыболовы часто забывают об опасности, обусловленной не только водой, но и которая находится высоко над головой. Связано это с прохождением высоковольтных линий электропередачи через водоемы и вблизи их. 

Обращаем внимание на то, что в последнее время часто происходят несчастные случаи с рыбаками, попавшими под действие электрического тока, в том числе и с детьми. Наибольшее количество электротравм с детьми из года в год происходит в весенне-летний период. Основными причинами электротравматизма являются личная неосторожность, невыполнение элементарных правил электробезопасности, нарушение охранных зон линий электропередачи. Несчастный случай, произошедший с учеником 9 класса ГУО «Средней школы № 21 г. Барановичи», не стал исключением. Школьник, 2007 года рождения, вместе с дедушкой ловили рыбу на канале, который пересекает воздушную линию электропередачи 10000 вольт. Во время рыбной ловли подросток приблизил удилище на недопустимое расстояние к проводам проходящей линии электропередачи, в результате чего попал под напряжение. Прибывшей на место бригадой скорой медицинской помощи была констатирована смерть подростка. 
Похожий несчастный случай произошел с учеником 9 класса ГУО «Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад средняя школа» Волковысского района Гродненской области. Школьник 2008 года рождения приблизил удилище на недопустимое расстояние к проводам воздушной линии электропередачи 35 000 вольт. Пострадавший смог добраться домой и потерял сознание, после чего его мать вызвала скорую помощь, которая доставила подростка в реанимационное отделение больницы. 
С учеником 11-го класса ГУО «Ходосовская средняя школа» Мстиславского района Могилевской области, произошел несчастный случай. Подросток, 2004 года рождения, при смене места рыбной ловли шел вдоль берега озера с разложенной удочкой (углепластиковым удилищем длиной 7м). При перемещении через кустарник, вблизи воздушной линии электропередачи 110 000 вольт, поднял удилище, чтобы не запутать леску, и, приблизив ее на недопустимое расстояние к нижнему проводу проходящей линии электропередачи, попал под действие электрического тока. В результате электрической дуги на пострадавшем загорелась одежда. Друг помог затушить огонь и вызвал скорую медицинскую помощь. Пострадавший был доставлен в учреждение здравоохранения с диагнозом: термические ожоги III степени 70% тела в тяжелом состоянии. 
Госэнергогазнадзор напоминает: чтобы рыбалка не закончилась несчастным случаем, важно соблюдать правила безопасного нахождения вблизи энергообъектов. Настоятельно рекомендуем: не ловите рыбу вблизи воздушных линий электропередачи, в местах, где установлены плакаты о запрете ловли рыбы, берегите себя и своих детей! 

НОВОПОЛОЦКАЯ РАЙОННАЯ ЭНЕРГОГАЗИНСПЕКЦИЯ ПОЛОЦКОГО МРО ФИЛИАЛА ГОСЭНЕРГОГАЗНАДЗОРА ПО ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ

Безопасное поведение на льду и водных объектах

О безопасности детей и подростков в Интернете

Безопасность в Интернете 1

Безопасность в Интернете 2

Профилактика употребления алкоголя

Профилактика противоправного поведения

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Памятка для пешеходов, водителей средств персональной мобильности и велосипедов, мото– и мопедоводов, а также пассажиров.

🚶

Пешеходы

Главное правило – до семи лет ребёнку на дороге одному делать нечего. Проезжая часть – запретная зона. Выкатился мяч на дорогу? Малыш должен знать, что бросаться за ним ни в коем случае нельзя, нужно просить помощи у взрослых.

Детям постарше объясните, что край тротуара — граница, которую можно пересекать только после алгоритма действий: остановился, посмотрел по сторонам, убедился, что водитель тебя заметил и остановил транспортное средство, только потом пошёл.

Даже «зелёный свет» пешеходного светофора не может быть гарантией безопасности: водитель может ошибиться или отвлечься. Поэтому при переходе дороги смотрите по сторонам и не отвлекайтесь на разговоры и гаджеты.

Будьте особенно внимательны во дворе! Дети часто выбегают из-за стоящих машин. Сначала выгляните из-за препятствия (кусты, столб, автомобиль), убедитесь, что нет движущегося транспорта (в т.ч. задним ходом) — и только потом переходите.

Большая часть травм у детей-пешеходов происходит на пешеходных переходах и во дворах.

Напомните ребёнку, что:

  • нельзя резко выбегать на дорогу из-за припаркованных авто и сооружений, даже на придомовой территории;
  • опасно обходить паркующийся автомобиль в непосредственной близости — из-за роста ребёнка его может не быть видно водителю;
  • перед выходом на дорогу нужно остановиться и осмотреться — убедиться в отсутствии движущихся авто;
  • переходить — только по переходу; даже на разрешающий сигнал светофора остановиться и убедиться, что водители вас заметили и успели остановиться.

При движении на роликах, лыжах и другом инвентаре пересекайте проезжую часть со скоростью идущего пешехода, предварительно убедившись в безопасности.

Где должны идти пешеходы

  • По тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • При их отсутствии — по велодорожке, не создавая препятствий велосипедистам и СПМ, либо по обочине;
  • Если нет перечисленного — по краю проезжей части навстречу транспорту.
В тёмное время и при ограниченной видимости используйте светоотражатели. Фликер делает пешехода заметным в свете фар до 400 м, давая водителю время на реакцию. Размещайте подвески, браслеты, значки так, чтобы их было видно и они не закрывались одеждой или сумками.

Где кататься на роликах и скейтбордах

Только во дворе, сквере или парке — на специальных площадках, дорожках и аллеях, вдали от транспорта и большого скопления пешеходов.

Водителям о детях

До 75% ДТП с участием детей происходит по вине взрослых. Увидели детей у проезжей части — снижайте скорость и будьте готовы остановиться. К нерегулируемому переходу подъезжайте с такой скоростью, чтобы уступить переходящим. Во дворах — минимальная скорость.

Если перед переходом остановился автобус или крупногабаритный транспорт — не выходите из-за него, не убедившись, что по соседней полосе не движется другой автомобиль, водитель которого вас не видит.

Рекомендации родителям

  • Ежедневно напоминайте правила, не оставляйте детей без присмотра, не разрешайте играть у дорог;
  • При переходе держите ребёнка за руку, малолетних — на руки;
  • Выбирайте самый безопасный маршрут и объясняйте на примерах, что можно и нельзя;
  • Учите концентрации и внимательности на переходе;
  • Личный пример — лучший учитель!
🛴

Водители средств персональной мобильности и велосипедов

В последние годы активно используются средства персональной мобильности (СПМ) и растёт интерес к велосипедам.

С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в ПДД, касающиеся движения на данных средствах.

Определения и приравнивание

СПМ — ТС с одним и более колёс, максимальной конструктивной скоростью ≤ 25 км/ч, для передвижения одного человека с использованием электродвигателя. Лица на СПМ приравниваются к велосипедистам.

Устройства со скоростью > 25 км/ч приравниваются к мопедам/мотоциклам — требуется регистрация и водительское удостоверение.

Возрастные ограничения и зоны

  • СПМ запрещены детям до 14 лет без сопровождения взрослого.
  • Детям до 14 лет самостоятельно на СПМ можно только в жилых зонах (знаки «Жилая зона» / «Конец жилой зоны», дворы, садоводства и т.п.).
  • Движение на СПМ в пешеходной зоне — запрещено.
  • Велосипедисту до 14 лет запрещено движение по проезжей части и обочине без взрослого; можно — в пешеходных и жилых зонах, по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам.

Где ездить

  • Приоритет — велодорожка;
  • При её отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не мешая пешеходам;
  • Если и это невозможно — по проезжей части в один ряд, не далее 1 м от правого края (запрещено при снегопаде/гололедице).

Запреты для СПМ

  • Ехать по тротуару, если масса СПМ > 35 кг;
  • Оставлять СПМ так, чтобы мешать движению других;
  • Превышать 10 км/ч в населённом пункте (исключения: велодорожки и край проезжей части — до 25 км/ч).

Безопасность и освещение

  • Рекомендуется защитный шлем;
  • В тёмное время/недостаточной видимости: спереди — белый фонарь, сзади — красный фонарь; вне населённых пунктов — одежда повышенной видимости со светоотражателями.

Пересечение проезжей части

Перед переходом по «зебре» велосипедист и водитель СПМ обязаны спешиться и перейти, как пешеходы.

С 14 лет можно не спешиваться только в трёх случаях:

  1. по велопереезду на разрешающий сигнал светофора для велосипедистов;
  2. по линии тротуаров или обочин, уступая дорогу иным ТС;
  3. на перекрёстке по велодорожке или не далее 1 м от правого края проезжей части (когда это допускается), соблюдая требования светофоров/регулировщика и правил приоритета.

Пересекать — со скоростью шагом, заранее снижая скорость и выезжая на проезжую часть только убедившись в безопасности.

🏍

Мопед и мотоцикл

Актуальная проблема: за 7 месяцев т.г. ДТП с участием несовершеннолетних водителей выросли в 2,4 раза (с 11 до 26; +15), в т.ч. погибших — с 0 до 2, раненых — с 11 до 24 (+13).

Контроль и допуски

  • Исключайте доступ подростков к авто, мото и мопедам без знаний и навыков;
  • До 16 лет — нельзя садиться за руль мопеда (скутера); нужен экзамен в ГАИ и удостоверение категории «АМ».

Определения и категории

Мопед — 2–3-колёсное МТС с ДВС до 50 см³ или электродвигателем ном. макс. мощностью > 0,25 кВт и ≤ 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью ≤ 50 км/ч.

  • Право на подкатегорию А1 (лёгкий мотоцикл) — с 16 лет; нужны теоретический и практический экзамены. Подкатегория А1: объём ≤ 125 см³, мощность ≤ 11 кВт.
  • Категория А — с 18 лет после обучения и сдачи экзаменов.

Ответственность

Управление ТС без права — административное правонарушение: штраф 5–20 б.в., повторно в течение года — 20–50 б.в. или общественные работы, либо арест до 15 суток. Неоднократно — возможна уголовная ответственность (общественные работы / штраф / исправительные работы до 6 мес.).

Обязанности водителя мопеда

  • Наличие ВУ категории «АМ», регистрация ТС, техосмотр и страхование;
  • Движение не далее 1 м от правого края проезжей части (кроме объезда препятствий, левого поворота/разворота и полосы только направо);
  • Застёгнутый мотошлем у водителя и пассажира;
  • Эксплуатация только технически исправного ТС, без переделок.

Запреты для мопеда

  • Движение на одном колесе, без рук/ног на подножках (кроме подачи сигнала рукой);
  • Перевозка пассажиров, если не предусмотрено конструкцией, а также лиц в состоянии опьянения; при наличии сиденья пассажир — старше 12 лет;
  • Перевозка грузов, выступающих > 0,5 м по длине/ширине или мешающих управлению;
  • Движение по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.

Управление мототехникой требует безупречных навыков, концентрации и дисциплины. Секундная потеря бдительности может привести к тяжёлым последствиям.

🧑‍🦽

Пассажиры

Риск получить травму или погибнуть при ДТП высок у всех, кто не пристёгнут — как на переднем, так и на заднем сиденье. Непристёгнутого пассажира сзади инерция выбрасывает вперёд — возможен вылет через стекло или травмирование других.

ПДД требуют обязательного использования ремней безопасности всеми в автомобиле. Водитель обязан быть пристёгнут и не перевозить непристёгнутых; на мото/мопеде — в застёгнутом мотошлеме (и пассажир тоже).

Детские удерживающие устройства

  • До 12 лет — перевозка только с удерживающим устройством, соответствующим весу и росту; корректная установка — обязательна;
  • Достигшие 12 лет или ростом > 150 см — можно без устройства, но обязательно пристёгнутыми;
  • Устройства применяются с рождения до 12 лет либо до роста 150 см.

Выбор автокресла

  • Группа 0/0+ (до 13 кг) — автолюлька/кресло против хода. Можно на заднем или переднем сиденье, подушка безопасности — отключена. Фиксация ребёнка — 5-точечными ремнями;
  • Крепления — штатный ремень или ISOFIX (во всех авто после 2006 г.). Кресло не должно люфтить > 2 см;
  • Группа 1 (до 100 см, ~до 18 кг) — кресло по ходу движения; до 3–4 лет — внутренние ремни, далее — штатный ремень авто; крепление ремнями или ISOFIX;
  • Трансформеры (до 36 кг / 150 см) — можно разбирать до бустера; следите за надёжной фиксацией;
  • Группа 2/3 (~от 15 кг; рост от 100 см): снимите внутренние ремни, пристёгивайте штатным ремнём. Диагональная лямка — через плечо (не шею), поясная — по бёдрам (не животу). Можно использовать фиксатор диагональной лямки и накладки для комфорта;
  • Бустер — когда рост ребёнка ≥ 125 см (обычно старше 6 лет). Задача — приподнять, чтобы ремень шёл по плечу и бёдрам; есть варианты с ISOFIX и без.

Ответственность

Нарушение правил перевозки пассажиров (ч.6 ст.18.13 КоАП РБ): штраф до 4 б.в.; повторно в течение года — 2–8 б.в.

Привычка безопасности: всегда объясняйте, почему важно быть пристёгнутым. Никогда не оставляйте ребёнка одного в машине — даже на короткое время.

Будьте примером правильного поведения на дороге — безопасность начинается с вас.

Заведомо ложное сообщение об опасности

Кибермошенники

Кибермошенники — торговые площадки

Специальное приложение

Телефонные мошенники